ван дер Вейдена, выдающегося мастера нидерландской живописи.
Этот автопортрет Рогира ван дер Вейдена, сохранившейся ныне лишь
на гобелене, смотрел раньше на зрителей со стены Золотого зала
брюссельской ратуши.
по заявкам спрятано под кат. кому интересно. читайте. кому нет. просто проходите мимо.Рогир ван дер Вейден (Роже де ля Пастюр) - фигура знаменитая и загадочная.
Несмотря на то, что он был одним из самых заметных художников фламандской живописи XV века,
о его жизни мы знаем очень мало. До нашего времени не дошло ни одной подписанной им картины,
а те работы, которые упоминаются в документах, описаны настолько приблизительно, что их невозможно
идентифицировать. Лишь о нескольких работах Рогира ван дер Вейдена - в частности, о "Снятии со креста",
хранящемся ныне в мадридском музее Прадо, - говорится в современных ему писменных источниках
достаточно подробно и точно.
Полагают что художник родился приблизительно в 1399 году во франкоязычном городе Турне, расположенном
на территории современной Бельгии. Его отцом был преуспевающий торговец скобяными изделиями Анри де ля Постюр.
Далее следы живописца терябтся вплоть до 5 марта 1427 года. Именно этим числом датирован документ, свидетельствующий
о том, что "некто Роже де ля Постюр постуил учеником к мастеру Роберу Кампену". Факт ученичества Рогира у Робера Кампена
не вызывает у исследователей сомнений. Удивляет одно - в 1427 году Рогир был уже довольно взрослым человеком. В 27-28 лет
современные художники уже открывали собственные мастерские, а Рогир только -только приступает к учебе.К этому времени
художник уже успел женится на дочери зажиточного сапожника и обзавестись сыном (о нем известно, что он стал монахом и умер в 1473 году)
Впоследствии у Рогира и его жены родилось еще по меньшей мере трое детей, один из которых, Питер (ок. 1437 - после 1514), пошел
по стопам отца.
Получив звание мастера, Рогир очень быстро добился успеха. В апреле 1435 года он уже перевез свою семью в Брюссель,
бывший тогда столицей герцогства Брабантского и официальной резиденцией герцогов Бургундских.
А уже в мае следующего года его называют главным городским живописцем.
Творческим успехам сопутсвовал успех материальный. Уже вскоре после переезда в Брюссель у мастера пояляются счета - и не малые -
в банках Турне и Брюсселя. В 1443 году он приобретает два больших дома в одном из самых фешенебельных
районов города. К этому времени слава Рогира далеко шагнула за пределы его родной Фландрии
и достигла даже испанского королевского двора.
В 1445 году Иоанн (ХуанХ Иоанн II Кастильский преподносит запрестольный образ, написанный Рогиром, монастырю Мирафлорес.
в 1460 году герцогиня Миланская Бьянка Мария Сфорца послала своего придворного художника Дзенетто Бугатто
в Брюссель, учится у Рогира ван дер Вейдена. Живописцы не сошлись характерами и очень скоро поссорились,
об этом эпизоде известно благодаря тому, что помирить ученика и учителя взялся принц Людовик Французкий,
будущий король Людовик XI, живщий в то время при бургундском дворе.
18 июня 1464 года Роги ван дер Вейден скончался. его похоронили в брюссельской церкви святой Гудулы
(ныне это кафедральный собор).
Полиптих "Страшный Суд" (1445-50) (состоит из девяти панелей)
Отель-Дье, Бон
Этот полиптих до сих пор находится в том самом здании, для которго
его когда то написал Рогир ва дер Вейден, - в приюте для бедных Отель-Дье в Боне,
неподалеку от Дижона.
Христос поднимает правую руку, благославляя праведников, а левой остраняет грешников.
По правую руку от Него изображена лилия- символ чистоты. по левую - меч,
символ правосудия.
Архангел Михаил держит в руках весы. На них он взвешивает души людей.
Внизу слева художник изобразил праведников,
которых встречает ангел у золотых врат рая.
Внизу справанаписаны охваченные ужасом и смятением грешники,
низвергаемые в адское пламя.
Триптих "Семь таинств" (1450-55)
Королевский музей изящных искусств, Антвертен
На центральной панели(за распятием) художник изображает таинство причащения.
Слева - таинства крещения, конфирмации, исповеди.
Справа- таинства соборования, брака и рукоположения.
Отметим что Рогир был первым художникос изобразившим
все семь таинств на одной картине.
До него каждому таинству обыкновеено посвящалась отдельная картина.
"Снятие со креста"
"Святой Лука, рисующий Мадонну" (1435-40)
"Портрет молодой женщины" (ок.1445),
прриписываемый Рогиру ван дер Вейдену.
Традиционно его принято считать портретом Элизабет Гофферст,
жены художника.
"Портрет Филиппа Доброго" (после 1450)
На этом портрете Филиппу Доброму, герцогу Бургундскому,
пятьдесят с небольшим лет. Известно, что еще при жизни
Филипп желал быть причисленным к лику святых и потому
три дня в неделю сугубо постился - ничего не ел и пил только воду.
Что не помешало иметь ему двадцать семь внебрачных детей.
Источник "Художественная Галерея". выпуск 92.