[а движения не ловки... будто бы из мышеловки, будто бы из мышеловки.. только вырвалась Она...] (с) Пикник
Бунтарь влюбленный в Данте.
Россетти с юности отличался неуемным нравом. Он считал
программу преподавания в Королевской Академии устаревшей,
а современное искусство - мертвым. Что же предлложил он взамен?
Загадочные и чувственные образы, вдохновленные произведениями великого Данте.

Этот карандашный автопортрет Россетти относится к 1847 году,
то есть к тому недолгому периоду, когда наш герой
числился студентом Королевской Академии.
БиографияДанте Габриэль Россетти родился в Лондоне 12 мая 1828 года.
Его отец был итальянцем, эмигрировавшим в Великобританию
по политическим мотивам. В семье Россетти царила любовь
к искусству. В особенном почете был Данте (в его честь и
был назван будущий художник). Когда Данте Габриэль подрос,
его отдали в лондонский Королевский колледж, где Россетти-старший
преподавал итальянский язык и литературу. Однако мальчик
не был прилежным учеником и считал программу колледжа
"никчемнной и утомительной". Когда ему исполнилось триннадцать,
он уговорил отца отдать его в художественную школу.
В 1845 году Россетти поступил в класс античного искусства при
Королевской Академии.
Он носил длинные волосы, одевался с нарочитой небрежностью,
часто позволял себе дерзкие выходки.... Словом, поведение его было
типичным для юнца-позера. Стоит упомянуть, что Россетти
стал одним из первых почитателей Уильяма Блейка, которого в середине
ХIХ века не знал почти никто.
Россетти быстро разочаровался в Королевской Академии. И он, не долго
думая, написал письмо художнику Форду Мэдоксу Брауну,
прося принять его в ученики. Когда встреча произошла наш герой настолько
очаровал Брауна, что он согласился давать уроки Россетти совершенно бесплатно.
Так началась их дружба, окончавшаяся лишь со смертью Россетти.
В 1848 году художник увидел на летней выставке Королевской Академии картину
Уильяма Холмена Ханта. Картина произвела на Россетти такое впечатление,
что он отправился прямиком в мастерскую Ханта. Через короткое время
они были уже близкими друзьями. В их спорах зародились идеи, легшие
затем в основу "программы" "Брастства прерафаэлистов".
В августе 1848 молодые художники сняли на двоих мастерскую на Кливленд-стрит.
Здесь Россетти написал первые "прерафаэлитские" работы.
В 1850 году Россетти повстречал свою музу - Элизабет Сиддал, дочь шеффилидского торговца
скобяными изделиями. Вскоре после встречи Россетти предложил ей работу натурщицы.
После долгих раздумий (работа натурщицы считалась тогда сродни проституции)
она согласилась.
Их роман развивался стремительно. Россетти влюбился в Элизабет с первого
взгляда и немедленно "перекупил" ее у прочих художников, вымолив у нее
согласие позировать только ему одному. Вскоре он снял дом на Четэм-плейс, и натурщица
поселилась вместе с ним уже в качестве любовницы. В 1857 году он позакомился
с Фанни Корнфорт,прелестной женщиной, гениальной натурщицой и бывшей проституткой.
Она стала второй любовницей художника, которую ничуть не смущала
подобная "двойственность".
Элизабет было тяжело примириться со сложившейся ситуацией. В 1860 году она серьезно
заболела, и когда врачи стали опасаться за ее жизнь, Россеттти тайно обвенчался с ней.
Она начала поправлятся. Казалось, что все можно поправить, но 2 мая 1861 года
Элизабет произвела на свет мертворожденного ребенка. После этого она впала
в депрессию и очень быстро пристрастилась к лаудануму. В один из вечеров она
приняла десятикратную дозу снотворного. В день похорон Россетти положил в гроб
жены единственную копию своих ранних стихов.
Через некоторое время судьба послала ему еще одну музу - Джейн Моррис, которая
была женой его друга Уильяма Морриса. Только новый роман, считали многие знакомые,
удержал его от самоубийства. Возможно, так думал и Уильям Моррис. По крайней
мере, он не мешал отношениям своей жены и лучшего друга, заходить все дальше и дальше.
Здоровье Россетти в эту эпоху оставляло желать лучшего. Бессоница, алкоголь,
все увеличивающиеся дозы хлоралгидрата сделали из него замкнутого, угрюмого
мизантропа. Его слава стала расти, но это уже больше не волновала его.
С 1856 года он перестал выставляться, показывая свои картины лишь избранному кругу друзей.
Джейн Моррис заняла в сердце Россетти место, принадлежавшее до этого Элизабет.
Теперь он рисовал и писал только ее одну. Но любовь не смогла отвратить мастера
от спиртного и наркотиков. Порой он был невыносим. В 1868 году Джейн не выдержала
и вернулась к своему мужу. Россетти был раздавлен ее уходом и стал пить еще больше чем прежде.
В 1869 году издатель предложил ему опубликовать ранние стихи. Художник с радостью согласился.
Дело было за малым. Единственный экзампляр стихов лежал в могиле его жены.
Чтобы достать его требовалось совершить эксгумацию - поступок не только кощунственный,
но и противозаконный. Россетти дал согласие на эксгумацию, после долгих раздумий, но
сам при этом не присутствовал. Чарльз Хоуэлл, приятель Россетти, успешно справился с этим заданием.
И сообщил Россетти, что тело его жены прекрасно сохранилось, несмотря на истекшие десять лет,
а ее волосы отросли настолько, что ему пришлось долго искать среди них листы черновика.
Сборник вышел в 1870 году и получил высокую оценку критиков.
Большую часть 1870-х годов он провел в добровольной изоляции, ограничив свой круг лишь
Фордом Мэдоксоном Брауном и Фанни Кронфорт. Россетти впал в постоянную депрессию,
полную зависимость от алкоголя и наркотиков.
К 1880 году мастер почти полностью потерял слух, перестал писать и рисовать.
В 1882 году друзья художника настояли на том, что ему необходимо отправится на курорт, в Брйатон.
Спустя всего несколько дней, после приезда в Брайтно, 9 апреля Россетти скоропостижно скончался.
Его похоронили на местном кладбище, под кельтским крестом, сделанным по эскизу Брауна.
Работы Данте Габриэля Россетти
Портрет Фанни Кронфорт (1868),
любовницы и натурщицы художника

Женщина с гирляндой (1873)
В чертах лица главной героини очевидно сходство с Элизабет Сиддал,
хотя, конечно же, она написана не с нее,
ибо Элизабет умерла более десяти лет назад.
"Мечтательная" атмосфера этой работы заставляет вспомнить о картинах Джорджоне.

Юность Марии (1848-49)
Галерея Тейт, Лондон
Голубь, окруженный золотым ореолом,- Святой Дух.
Виноградные лозы за окном - символ жертвы, принесенной Христом
на кресте
Подставкой для вазы с лилией служит стопка книг - три трактата
о добродетели и три теологических трактата
В нимбы над головами святых вписаны их имена.
Первым "подписывать святых" стал флорентийский
мастер Беноццо Гоццоли (ок. 1420-1497)

Сон Данте (1871)
Художественная галерея Уокера, Ливерпуль
Фигура Данте написана с актера Джонстона Форбса-Робертсона,
ставшего в последствии одной из "театральных звезд" Великобритании.
Россетти не пришлось слишком "приукрашивать" Джейн Моррис,
чтобы изобразить умирающую Беатриче, ведь сама модель
в это время была тяжело больна.
Изображая на заднем плане изящный итальянский пейзад,
Россетти не только в очередной раз признался
в любви к Италии, но и "потакнул" вкусам публики,
обожавшей в то время все, что так или иначе имело
оотношение к эпохе Возрождения.
Сюжет этой картины навеян строками из поэмы Данте
"Новая жизнь". Две женщины держащие над Беатриче
покрывало, - не выдумка РОссетти. Именно так описал
смерть своей возлюбленной поэт.

Беартриче благословенная (1863)
Галерея Тейт, Лондон
Данте и Любовь. Позади Беатриче видны нечеткие,
сливающиеся с затененным фоном фигуры Данте (в зеленом)
и Любви (в красном). Данте смотрит на Любовь, в руке
которой, по словам Россетти, "язычком пламени гаснет
жизнь его возлюбленной".
Флоренция. На заднем плане Россетти изобразил знаменитый
флорентийский мост Понтевеккьо (его контур виден, если
хорошо приглядется), что у зрителя не оставалось сомнений в том,
что действие происходит во Флоренции.
Символические солнечные часы. Беатриче умерла, когда ей было
двадцать четыре года, 9 июня 1290 года, и момент ее смерти
символически отмечен художником при помощи солнечных часов.
В одном из писем Россетти подчеркивает: "Тень падает на цифру девять,
которая мистическим путем связывает Данте с его возлюбленной
как при ее жизни, так и после ее смерти".
Сложенные руки. Тонкие руки Беатриче безвольно лежат на
коленях. Они прописаны мастером едва ли не более четко,
чем ее лицо.
Беатриче. Этот призрачный портрет Беатриче был написан
Россетти по рисункам, сделанным со своей жены назадолго до ее
безвременной кончины. Лицо Беатриче обращено к небу,
весь ее образ говорит о том, что она принадлежит уже не земле.
Любовь и смерть. Красный голубь, вестник любви и смерти, роняет
на колени Беатриче цветок опийного мака. Этот цветок - еще одно
горькое воспоминане художника о Элизабет Сиддал, умерщей от
лауданума, лекарства, приготовленного на основе настойки
опийного мака.
Россетти с юности отличался неуемным нравом. Он считал
программу преподавания в Королевской Академии устаревшей,
а современное искусство - мертвым. Что же предлложил он взамен?
Загадочные и чувственные образы, вдохновленные произведениями великого Данте.

Этот карандашный автопортрет Россетти относится к 1847 году,
то есть к тому недолгому периоду, когда наш герой
числился студентом Королевской Академии.
БиографияДанте Габриэль Россетти родился в Лондоне 12 мая 1828 года.
Его отец был итальянцем, эмигрировавшим в Великобританию
по политическим мотивам. В семье Россетти царила любовь
к искусству. В особенном почете был Данте (в его честь и
был назван будущий художник). Когда Данте Габриэль подрос,
его отдали в лондонский Королевский колледж, где Россетти-старший
преподавал итальянский язык и литературу. Однако мальчик
не был прилежным учеником и считал программу колледжа
"никчемнной и утомительной". Когда ему исполнилось триннадцать,
он уговорил отца отдать его в художественную школу.
В 1845 году Россетти поступил в класс античного искусства при
Королевской Академии.
Он носил длинные волосы, одевался с нарочитой небрежностью,
часто позволял себе дерзкие выходки.... Словом, поведение его было
типичным для юнца-позера. Стоит упомянуть, что Россетти
стал одним из первых почитателей Уильяма Блейка, которого в середине
ХIХ века не знал почти никто.
Россетти быстро разочаровался в Королевской Академии. И он, не долго
думая, написал письмо художнику Форду Мэдоксу Брауну,
прося принять его в ученики. Когда встреча произошла наш герой настолько
очаровал Брауна, что он согласился давать уроки Россетти совершенно бесплатно.
Так началась их дружба, окончавшаяся лишь со смертью Россетти.
В 1848 году художник увидел на летней выставке Королевской Академии картину
Уильяма Холмена Ханта. Картина произвела на Россетти такое впечатление,
что он отправился прямиком в мастерскую Ханта. Через короткое время
они были уже близкими друзьями. В их спорах зародились идеи, легшие
затем в основу "программы" "Брастства прерафаэлистов".
В августе 1848 молодые художники сняли на двоих мастерскую на Кливленд-стрит.
Здесь Россетти написал первые "прерафаэлитские" работы.
В 1850 году Россетти повстречал свою музу - Элизабет Сиддал, дочь шеффилидского торговца
скобяными изделиями. Вскоре после встречи Россетти предложил ей работу натурщицы.
После долгих раздумий (работа натурщицы считалась тогда сродни проституции)
она согласилась.
Их роман развивался стремительно. Россетти влюбился в Элизабет с первого
взгляда и немедленно "перекупил" ее у прочих художников, вымолив у нее
согласие позировать только ему одному. Вскоре он снял дом на Четэм-плейс, и натурщица
поселилась вместе с ним уже в качестве любовницы. В 1857 году он позакомился
с Фанни Корнфорт,прелестной женщиной, гениальной натурщицой и бывшей проституткой.
Она стала второй любовницей художника, которую ничуть не смущала
подобная "двойственность".
Элизабет было тяжело примириться со сложившейся ситуацией. В 1860 году она серьезно
заболела, и когда врачи стали опасаться за ее жизнь, Россеттти тайно обвенчался с ней.
Она начала поправлятся. Казалось, что все можно поправить, но 2 мая 1861 года
Элизабет произвела на свет мертворожденного ребенка. После этого она впала
в депрессию и очень быстро пристрастилась к лаудануму. В один из вечеров она
приняла десятикратную дозу снотворного. В день похорон Россетти положил в гроб
жены единственную копию своих ранних стихов.
Через некоторое время судьба послала ему еще одну музу - Джейн Моррис, которая
была женой его друга Уильяма Морриса. Только новый роман, считали многие знакомые,
удержал его от самоубийства. Возможно, так думал и Уильям Моррис. По крайней
мере, он не мешал отношениям своей жены и лучшего друга, заходить все дальше и дальше.
Здоровье Россетти в эту эпоху оставляло желать лучшего. Бессоница, алкоголь,
все увеличивающиеся дозы хлоралгидрата сделали из него замкнутого, угрюмого
мизантропа. Его слава стала расти, но это уже больше не волновала его.
С 1856 года он перестал выставляться, показывая свои картины лишь избранному кругу друзей.
Джейн Моррис заняла в сердце Россетти место, принадлежавшее до этого Элизабет.
Теперь он рисовал и писал только ее одну. Но любовь не смогла отвратить мастера
от спиртного и наркотиков. Порой он был невыносим. В 1868 году Джейн не выдержала
и вернулась к своему мужу. Россетти был раздавлен ее уходом и стал пить еще больше чем прежде.
В 1869 году издатель предложил ему опубликовать ранние стихи. Художник с радостью согласился.
Дело было за малым. Единственный экзампляр стихов лежал в могиле его жены.
Чтобы достать его требовалось совершить эксгумацию - поступок не только кощунственный,
но и противозаконный. Россетти дал согласие на эксгумацию, после долгих раздумий, но
сам при этом не присутствовал. Чарльз Хоуэлл, приятель Россетти, успешно справился с этим заданием.
И сообщил Россетти, что тело его жены прекрасно сохранилось, несмотря на истекшие десять лет,
а ее волосы отросли настолько, что ему пришлось долго искать среди них листы черновика.
Сборник вышел в 1870 году и получил высокую оценку критиков.
Большую часть 1870-х годов он провел в добровольной изоляции, ограничив свой круг лишь
Фордом Мэдоксоном Брауном и Фанни Кронфорт. Россетти впал в постоянную депрессию,
полную зависимость от алкоголя и наркотиков.
К 1880 году мастер почти полностью потерял слух, перестал писать и рисовать.
В 1882 году друзья художника настояли на том, что ему необходимо отправится на курорт, в Брйатон.
Спустя всего несколько дней, после приезда в Брайтно, 9 апреля Россетти скоропостижно скончался.
Его похоронили на местном кладбище, под кельтским крестом, сделанным по эскизу Брауна.
Работы Данте Габриэля Россетти

Портрет Фанни Кронфорт (1868),
любовницы и натурщицы художника

Женщина с гирляндой (1873)
В чертах лица главной героини очевидно сходство с Элизабет Сиддал,
хотя, конечно же, она написана не с нее,
ибо Элизабет умерла более десяти лет назад.
"Мечтательная" атмосфера этой работы заставляет вспомнить о картинах Джорджоне.

Юность Марии (1848-49)
Галерея Тейт, Лондон
Голубь, окруженный золотым ореолом,- Святой Дух.
Виноградные лозы за окном - символ жертвы, принесенной Христом
на кресте
Подставкой для вазы с лилией служит стопка книг - три трактата
о добродетели и три теологических трактата
В нимбы над головами святых вписаны их имена.
Первым "подписывать святых" стал флорентийский
мастер Беноццо Гоццоли (ок. 1420-1497)

Сон Данте (1871)
Художественная галерея Уокера, Ливерпуль
Фигура Данте написана с актера Джонстона Форбса-Робертсона,
ставшего в последствии одной из "театральных звезд" Великобритании.
Россетти не пришлось слишком "приукрашивать" Джейн Моррис,
чтобы изобразить умирающую Беатриче, ведь сама модель
в это время была тяжело больна.
Изображая на заднем плане изящный итальянский пейзад,
Россетти не только в очередной раз признался
в любви к Италии, но и "потакнул" вкусам публики,
обожавшей в то время все, что так или иначе имело
оотношение к эпохе Возрождения.
Сюжет этой картины навеян строками из поэмы Данте
"Новая жизнь". Две женщины держащие над Беатриче
покрывало, - не выдумка РОссетти. Именно так описал
смерть своей возлюбленной поэт.

Беартриче благословенная (1863)
Галерея Тейт, Лондон
Данте и Любовь. Позади Беатриче видны нечеткие,
сливающиеся с затененным фоном фигуры Данте (в зеленом)
и Любви (в красном). Данте смотрит на Любовь, в руке
которой, по словам Россетти, "язычком пламени гаснет
жизнь его возлюбленной".
Флоренция. На заднем плане Россетти изобразил знаменитый
флорентийский мост Понтевеккьо (его контур виден, если
хорошо приглядется), что у зрителя не оставалось сомнений в том,
что действие происходит во Флоренции.
Символические солнечные часы. Беатриче умерла, когда ей было
двадцать четыре года, 9 июня 1290 года, и момент ее смерти
символически отмечен художником при помощи солнечных часов.
В одном из писем Россетти подчеркивает: "Тень падает на цифру девять,
которая мистическим путем связывает Данте с его возлюбленной
как при ее жизни, так и после ее смерти".
Сложенные руки. Тонкие руки Беатриче безвольно лежат на
коленях. Они прописаны мастером едва ли не более четко,
чем ее лицо.
Беатриче. Этот призрачный портрет Беатриче был написан
Россетти по рисункам, сделанным со своей жены назадолго до ее
безвременной кончины. Лицо Беатриче обращено к небу,
весь ее образ говорит о том, что она принадлежит уже не земле.
Любовь и смерть. Красный голубь, вестник любви и смерти, роняет
на колени Беатриче цветок опийного мака. Этот цветок - еще одно
горькое воспоминане художника о Элизабет Сиддал, умерщей от
лауданума, лекарства, приготовленного на основе настойки
опийного мака.
Источник: Художественная галерея. № 104.
@музыка: London Classical Players - Roger Norrington- Россини - Увертюра к опере "Сорока-воровка"